Методика чтения активных лекций

 

Методика чтения активных лекций разработана к.п.н., доцентом кафедры НИТиСО ВГПУ Яшиной Т.С.

Основания для использования методики чтения активных лекций

Образовательная деятельность кафедры НИТиСО основывается как на традиционных методах обучения, так и современных инновационных педагогических технологиях. Лекционные занятия, проводимые в традиционной форме, когда теоретические сведения читаются преподавателем по своему конспекту, не отвечают современным требованиям организации учебного процесса будущих педагогов, который предполагает активную самостоятельную деятельность студента на каждом занятии. Условия, при которых обучаемый является пассивным слушателем, не способствуют формированию профессионально значимых компетенций, раскрытию творческого потенциала.Применяемые активные методы обучения при проведении лекционных занятий по предмету «Информатика и математика» нацелены на побуждение студентов к активной мыслительной деятельности на основе самостоятельного овладения знаниями и умениями, координируемого преподавателем. Преподаватель выступает в роли фасилитатора.

Суть методики

1. Приветственное слово преподавателя.

2. Работа в паре. Студенты парами рассаживаются за компьютеры, самостоятельно находят и включают лекцию. Лекция представлена в виде: интерактивной презентации или электронного обучающего урока в зависимости от изучаемой темы. 

Что развивается: практические навыки поиска нужного файла в заданной директории.

3. Идет восприятие и изучение лекции каждой парой студентов. Студенты выделяют главные моменты, конспектируют их в тетрадь.

Что развивается: мыслительная деятельность, самостоятельность, способность выделить главную мысль, пользовательские навыки работы на компьютере, умение использовать компьютер как средство обучения.

4. Законспектировав лекцию, студенты в парах обсуждают и формулируют по два вопроса по теме лекции от пары. Вопросы в тестовой форме. Преподаватель проверяет составленные вопросы, задает вопрос по теме лекции для каждой пары студентов.

Что развивается: мыслительная деятельность, коммуникативные навыки общения, креативное мышление, вопросы способствуют активному диалогу между преподавателем и студентом, что способствует лучшему усвоению лекционного материала, развитию речевых навыков, необходимых педагогу.

Преимущества методики чтения активных лекций

1.Реализация индивидуального подхода, выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

2.Экономия времени на конспектирование лекции в тетрадь по сравнению с обычным чтением лекции, остается время на обсуждение и самопроверку.

3.Возможность оценить в балловой системе каждого студента во время лекционных занятий.

Недостатки

Отсутствие компьютерного класса с более 20 компьютерами. Обычно компьютерный класс включает 12-15 рабочих мест. Учитывая то, что работа над лекциями происходит в парах, то для учебной группы с более 28 студентами необходим класс с более, чем 15 компьютерами, либо наличие двух смежных классов по 12-15 рабочих мест.

 

Методика является экспериментальной работой по поиску активных форм и методов обучения и одобрена на заседании кафедры НИТиСО Протокол №1 от 31 августа 2009 года.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz